Дополнения



Enter_Title_Here

1. ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ КАК ЛЕСТВИЦА ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВА

 

Даровании Твоими святыми

и помыслы священнолепнаго благоговеинства, Владыко,

ум мой украси,

яко да в тишине души и святолепном устроении

 пою и прославляю Тя, Божественный Параклите.

(из канона Пресвятому Духу Параклиту)

 

 

Мой фотоальбом
 

 

В комментариях к 2. 7 говорилось о четырёх ступенях духовного совершенства, которые были показаны в дальнейшем. Но это главные, основные ступени, как бы площадки на лестничных маршах, между которыми есть свои ступени, что логически вполне очевидно. Но логика логикой, а святые отцы в аскетическом делании не ошибаются. Они подробно изъяснили все шаги духовного преуспеяния в шествовании за Христом. Так, Макарий Египетский говорит о 12-ти ступенях на горнем пути к достижению совершенства: «Человеку надобно, так сказать, пройти двенадцать ступеней и потом достигнуть совершенства» (Беседа VIII). Но самое удивительное, что и ветхозаветная Песнь песней показывает такую же духовную лествицу христианских подвигов. Об этом и глава.

 

Среди большого наследия преподобного Макария его аскетический трактат «Послание к чадам своим» (называется ещё «Послание к чадам Божиим») занимает особое место. Этот небольшой по рукописному объёму труд, вбирает в себя весь аскетический опыт учителя Церкви и столпа монашества, являясь как бы «конспектом» для каждого подвижника в духовной брани против «духов злобы поднебесной».

Трактат состоит из 17 кратких глав. Фабула его - духовное прозрение и возрождение человека, его обращение к Богу, а затем и постепенное его преуспеяние в стяжании Царства Божия, частично доступного для достойно подвизающихся уже на земле, по сказанному: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5. 48).

 

Достаточно удобным приёмом, на мой взгляд (Ю. З.), при сопоставлении Песни песней к 12-ти «возрастным» ступеням, будет параллельное изображение «Послания» к словам «Песни» (получилась интересная аналогия, но всё же правильнее будет сказать, что Песнь песней - это божественная мелодия, а «Послание» - слова к этой музыке).

 

 

ПОСЛАНИЕ К ЧАДАМ СВОИМ

Святого Макария Египетского о том, что человеку следует отречься от мира вследствие зол, которые он творил раньше, и от всего сердца обратиться к Богу. А также о том, что если он терпеливо переносит случающиеся с ним скорби, то благодать Божия понемногу сходит на него.

 

Породив двенадцать патриархов,

 великий из патриархов таинственно утвердил для тебя, душа моя,

 лествицу деятельного восхождения, премудро расположив детей как основания,

 а свои шаги как восхождение по ним.

(Великий канон, песнь 4, русс.)



1. Когда человек обратится к благу, отречётся от зла, предаст себя познанию самого себя, начнёт раскаиваться в том, что он совершил во время небрежения своего, и искать всей душой Бога, тогда благой Бог даст ему печаль о соделанном.
(1 ступень)
2. А после этого, опять по милосердию Своему, Бог дарует человеку умерщвление тела в постах и бдениях, отвержение материальных вещей, перенесение поношений, ненависть ко всякому телесному покою и любовь к плачу о грехах своих.
(2 ступень)
1. 5. Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня: сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, - моего собственного виноградника я не стерегла. 1. 6. Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасёшь ты? где отдыхаешь в полдень? к чему мне быть скиталицею возле стад товарищей твоих?
3. Затем Бог дарует человеку ещё раз этот плач, сокрушение сердечное и телесное смирение так, чтобы он не следил уже за прегрешениями других людей, а был внимательным лишь к собственным проступкам, помнил о дне исхода своего из бренного жилища сего и о том, что предстоит ему встреча с Богом. Пред очами сердца его также предстают мучения грешников в аду и почести, которых удостоятся возлюбившие Бога.
(3 ступень)
1. 12. Мирровый пучок - возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает.
1. 11. Золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блёстками.
2. 4. Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною - любовь.
4. Когда это даруется человеку, и он начинает подвизаться и утруждаться в постах, бдениях и вообще во всём, что приносит пользу душе его, тогда к нему подступают враги наши, сеющие злохудожные помыслы и внушающие ему бессилие, дабы не смог он осуществить малое постничество своё. Они заставляют его ощущать длительность времени, нашёптывая: "сколько времени ещё ты будешь терпеливо нести труд сей, ведь тело твое уже стало совсем немощным?" Также говорят ему: "Многое утруждение требуется, чтобы Бог вселился в человека, особенно в тебя, совершившего столько грехов". Ещё внушают: "Разве Бог может простить тебе столь большое количество прегрешений?" 2. 11. Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; (Враги отступили. Об этом и первые слова пятой главы "Послания": "Если сердце его не приняло…").
5. Если сердце его не приняло это ведение от них, то враги вновь подступают к нему и под предлогом праведных суждений внушают человеку: "Если ты и согрешил, то покаялся в грехах своих". И напоминают ему о других людях, которые согрешили, но не покаялись, засевая душу его тщеславием.
(4 ступень)
2. 15. Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники, а виноградники наши в цвете.
6. Однако враги не успокаиваются на этом, они внушают любовь к тщетной славе и усердие в делах, понести которые он не в силах: воздержанию от пищи, бдениям и многим другим, перечислить которые невозможно, даруя ему лёгкость для свершения их. Посредством таких дел бесы способны сбить подвижника с пути праведного, о чём в книге Притчей предупреждается: "Не уклоняйся ни направо, ни налево" (Притч. 4. 27). 3. 1. На ложе моём ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. (Этот поиск и есть борьба с искушениями).
7. Если же благой Бог видит, что сердце [монаха] не последовало ни за одним из этих приражений, потому что написано: "Ты испытал сердце моё, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашёл" (Пс. 16. 3). Почему сказано "ночью", а не "днём"? - Потому что речь идёт о кознях врага, о чем возвещает и апостол Павел, говоря, что мы не сыны ночи, но сыны дня (1 Фес. 3. 5), поскольку Сын Божий есть день, а диавол - ночь.
3. 1. На ложе моём ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его.
3. 2. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его.
3. 4. Но едва я отошла от них, как нашла того, которого любит душа моя, ухватилась за него, и не отпустила его, доколе не привела его в дом матери моей и во внутренние комнаты родительницы моей.
8. Если же сердце преодолеет эти искушения и брани, то на инока начинает навлекается брань блуда и сластолюбие к мужчинам. В борениях с этими искушениями сердце часто ослабевает так, что считает невозможным для себя делом блюсти чистоту свою. А враги между тем, как было сказано, внушают помыслы о продолжительности времени его трудов и о прочем.
(5 ступень)
5. 7. Встретили меня стражи, обходящие город, избили меня, изранили меня; сняли с меня покрывало стерегущие стены.

(Стих 5. 7 вклинился между 3. 4 и 3. 7, что нарушает последовательность, но преподобный Макарий трактует это место именно так). С другой стороны, по учению святых отцов, блудная брань ведётся и с очень возвышенными подвижниками весьма долго. И поэтому, в Песни 5. 7 мы видим, возможно, только второе (наиболее сильное) бесовское искушение. О первом же возвышенная Песнь не упоминает.
9. А если сердце изнеможет в этих борениях так, что совсем лишится сил в трудах и бранях, то тогда благой и милосердный Бог посылает подвижнику Святую силу. Он укрепляет сердце его, даруя ему плач, радость и лёгкость таким образом, что он становится сильнее врагов, которые, не желая того, боятся обитающей в нём Силы. Об этом громогласно заявляет и апостол Павел: "Подвизайтесь, и вы примете силу". Это есть та Сила, о которой изрекает и Пётр: "Наследство нетленное, неувядаемое, хранящееся на небесах для вас, силою Божиею чрез веру соблюдаемых" (1 Пет. 1. 4-5).

(6 ступень)

3. 7. Вот одр его - Соломона: шестьдесят сильных вокруг него, на сильных Израилевых.
3. 8. Все они держат по мечу, опытны в бою; у каждого меч при бедре его ради страха ночного.
10. Далее, когда Бог видит, что сердце подвижника укрепилось против врагов, тогда Он мало-помалу отнимает от него Свою силу и попускает врагам сражаться с ним посредством различных видов невоздержанности, похотей очей, тщеславия и гордыни, так что человек оказывается подобным лишённому руля кораблю, который бьётся о скалы то там, то здесь.
(7 ступень)

5. 6. Отперла я возлюбленному моему, а возлюбленный мой повернулся и ушёл. Души во мне не стало, когда он говорил; я искала его и не находила его; звала его, и он не отзывался мне.
5. 7. Встретили меня стражи, обходящие город, избили меня, изранили меня; сняли с меня покрывало стерегущие стены.
11. Когда же сердце вновь начинает изнемогать в этих бранях и искушениях, тогда благой Бог, пекущийся о творении Своем, ещё раз посылает Святую силу и укрепляет сердце, душу и тело, поскольку Сам Господь говорит: Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф. 11. 29).
(8 ступень)
5. 10. Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других;
5. 11. голова его - чистое золото; кудри его волнистые, чёрные, как ворон;…
12. И тогда Бог начинает отверзать очи сердца (Еф. 1. 18), дабы человек познал, что Бог есть именно Тот, кто укрепляет его. Человек познаёт, что одному Богу следует воздавать честь со многим смирением и сокрушением сердечным, как глаголет Давид: "Жертва Богу дух сокрушенный" (Пс. 50. 19). Ибо смиренномудрие и сокрушение рождается в сердце от трудов подвизающихся в духовных бранях.
(9 ступень)

5. 16. уста его - сладость, и весь он - любезность. Вот кто возлюбленный мой, и вот кто друг мой, дщери Иерусалимские!
6. 3. Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой - мне; он пасёт между лилиями.
13. После этого Святая Сила начинает открывать сердцу Небесное: как следует молиться и петь псалмы. Она также являет будущие почести, уготовленные тем, кто стойко выдержал все испытания. Для человека становится ясным, что сколько бы трудов ни понёс человек, они ничтожны по сравнению с дарами, данными ему Богом, о чём и Апостол изрекает: "Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас" (Рим. 8. 18). После этого Она начинает открывать сердцу муки тех, которые подвергаются вечному наказанию, и многое другое, о чём я не могу сказать, но что подвизающийся обязательно познает на опыте.
(10 ступень)
7. 10. уста твои - как отличное вино. Оно течёт прямо к другу моему, услаждает уста утомлённых.
14. Тогда Утешитель полагает пределы чистоты души и прочих членов. Он дарует [монашествующему] великое смирение души, чтобы считал он себя ниже всех людей и всякой твари, не обращая никакого внимания на промахи других, а устремляя очи свои только на правое. Ещё Утешитель дарует ему хранение уст, исцеление ног (духовное), чтобы прямо ходил он стезями своими, праведность рук, служение молитв, бдение и умерщвление тела. Всё это преподаётся с мерой и различением, без всякого смятения и в полном покое.
(11 ступень)
7. 2. О, как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая! Округление бёдер твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника;
7. 3. живот твой - круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино; чрево твоё - ворох пшеницы, обставленный лилиями;
7. 4. два сосца твои - как два козлёнка, двойни серны;
7. 5. шея твоя - как столп из слоновой кости; глаза твои - озерки Есевонские, что у ворот Батраббима; нос твой - башня Ливанская, обращённая к Дамаску;
7. 6. голова твоя на тебе, как Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур; царь увлечён твоими кудрями.
15. Если же человек начинает в мысли своей пренебрегать благими устроениями Святого Духа, тогда Сила Божия вновь удаляется от него. Затем опять брани и смущения вторгаются в сердце, а телесные страсти, возбуждаемые внутренними волнениями, посеянные в нём врагами, приводят его в смятение. (Как видим, душа не пренебрегла устроениям Святого Духа).
16. Однако если сердце его обратится к Богу и он усвоит заповеди Духа, то опять обретёт познание о необходимости постоянного пребывания с Богом. Это и есть отдохновение его, о котором говорится: "Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня" (Пс. 29. 3).
(12 ступень)
8. 5. Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного? Под яблоней разбудила я тебя: там родила тебя мать твоя, там родила тебя родительница твоя. 8. 12. А мой виноградник у меня при себе. Тысяча пусть тебе, Соломон, а двести - стерегущим плоды его.
17. Итак, моё мнение следующее: если человек не стяжает великое смирение в сердце и теле своём так, чтобы в любом деле не оценивать себя высоко, чтобы спокойно переносить всякое оскорбление, во всём принуждать себя, ежедневно иметь перед лицем своим смерть свою, отрекаться от материальных и плотских вещей, то он не сможет сохранить заповеди Духа. (см. также комментарий к 8. 6 преподобного Макария о второй теплоте Духа).  


«Возвести нам, о Ты, прекраснейшая из добродетелей, где пасёшь ты? где отдыхаешь в полдень? Просвети нас, напой нас, наставь нас, руководи нами, ибо мы жаждем придти к Тебе. Ты владычествуешь над всеми. Ты уязвила душу мою, и не может стерпеть сердце моё пламени Твоего. И воспев Тебя - иду.

Но желаю я узнать, сколько времени требуется на восхождение оной лествицы? Ибо тот, который видел Тебя, возвестил нам только по одному руководителю каждой ступени (ангелу), но ничего более не возмог открыть. Тогда Она, сия царица, как бы с неба явившись мне, и как бы на ухо души моей беседуя, говорила: «Доколе ты, любитель Мой, не разрешишься от плоти своей, не сможешь познать красоты Моей, какова она. Лествица, показанная тебе, пусть научит тебя составлять духовную лествицу добродетелей, на верху которой Я утверждаюсь, как и великий таинник Мой говорит: «Пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (Иоанн Лествичник).

 

Дополнение 2
Дополнение 3
Дополнение 4
Литература
Главная