(продолжение)
Дополнения




2. ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ О СТЯЖАНИИ ДУХА СВЯТАГО БОЖИЯ

 

Господь создал Себе прекрасную обитель - человека.

Тело и душу человека создал Он в жилище Себе,

чтобы вселиться и успокоиться в теле его, как в доме Своём,

имея прекрасною невестою возлюбленную душу,

сотворённую по Образу Его.

Макарий Великий

 

 

Мой фотоальбом
 

Enter_Title_Here

 

 

Если конечная цель всех подвижнических трудов христианина подведена к последним стихам Песни, то учение преподобного Серафима Саровского о стяжании Духа Святаго Божия размещено в нескольких частях Песни. Это объясняется тем, что Песнь песней в целом, будучи представленной Святым Духом, является образом единого огненного столпа нетварной энергии, являющимся самим Богом, и почивающим на своих возлюбленных.

 

Данное учение преподобного старца передано нам С. А. Нилусом на основании изложенных в письменных заметках духовного ученика отца Серафима Николаем Александровичем Мотовиловым. Из современных изданий можно выделить книжку «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни». По ней автор и излагает данную главу.

 

***

 

- Так желал бы я, ваше боголюбие, - говорит преподобный отец Серафим Н. Мотовилову, - чтобы вы сами стяжали этот приснонеоскудевающий источник благодати Божией и всегда рассуждали в себе: в Духе Божием вы обретаетесь или нет; и если в Духе Божием, то благословен Бог - не о чем горевать, хоть сейчас - на страшный суд Христов, ибо «в чём застану, в том и сужу».* Если же нет, то надобно разобраться, отчего и по какой причине Господь Бог Дух Святый изволил оставить нас, и снова искать, и доискиваться Его и не отставать до тех пор, пока искомый Господь Бог Дух Святый не сыщется и не будет снова с нами Своею благодатию.

- Батюшка, - сказал я, - вот вы всё говорите о стяжании благодати Духа Святаго, как о цели христианской жизни; но как же я могу видеть сию благодать? Как же я буду знать - со мной Дух Святый или нет?

- Мы в настоящее время, - отвечал старец, - по нашей почти всеобщей холодности к святой вере в Господа нашего Иисуса Христа и по невнимательности нашей к действиям Его Божественного о нас Промысла и общения человека с Богом, до того дошли, что, можно сказать, почти вовсе удалились от истинно-христианской жизни. Нам теперь кажутся странными слова Священного Писания, когда читаем у Апостола Павла: «Прошедши чрез Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии. Дойдя до Миссии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» (Деян. 16. 6-7). Неоднократно и в других местах Священного Писания говорится о явлении Бога человекам. Так Иов, когда друзья его укоряли в том, что он хулит Бога, отвечал им: «Как это может быть, когда я чувствую дыхание Вседержителево в ноздрех моих?». То есть как, де, я могу хулить Бога, когда Дух Святый во мне пребывает? В противном случае Он бы отступил от меня, а вот я и дыхание Его ощущаю в ноздрех моих. Мы же удалились от простоты первоначального христианского ведения и нам уже кажется непостижимым то, о чем древние до того ясно разумели, что им и в обыкновенных разговорах между собой, понятие о явлении Бога не казалось странным.

- Каким же образом, - спросил я батюшку отца Серафима, - узнать мне, что я нахожусь в благодати Духа Святаго? Как мне самому в себе распознать истинное Его явление?

Отец Серафим сказал:

- Благодать Духа Святаго есть свет, просвещающий человека. Про эту-то благодать, явленную всему миру и роду нашему человеческому в Богочеловеке, и сказано в Евангелии: «В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков», и прибавлено: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1. 4-5). И святой псалмопевец сказал: «Слово Твоё - светильник ноге моей и свет стезе моей» и «Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моём» (Пс. 118. 92). То есть, если бы не эта благодать Духа Святаго, которую я так усердно стяжеваю, то откуда бы я взял себе хоть искру света, чтобы озарить путь свой по дороге жизни, тёмной от недоброжелательства недругов моих! Вспомните и Преображение Господне на Фаворе. Великий свет объял Его и «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк. 9. 3). Когда же Моисей и Илия явились к Нему в том же свете, то, чтобы скрыть сияние света Божественной благодати, ослеплявшей глаза учеников, «облако светлое осенило их». И таким-то образом благодать Всесвятого Духа Божия является в неизреченном свете для всех, которым Бог являет действие её.

И тогда отец Серафим крепко взял Николая Мотовилова за плечи и сказал:

- Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою! Что же ты не смотришь на меня?

- Не могу, отче, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыплются. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли…

Отец Серафим сказал:

- Не устрашайтесь, ваше боголюбие! И вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам.** Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть…

- Что же чувствуете вы теперь? - спросил меня отец Серафим.

Я отвечал:

- Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу!

- Это, ваше боголюбие, тот мир, про который Господь сказал ученикам Своим: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам» (Ин. 14. 27). Этот мир, который по слову апостольскому «превыше всякого ума» (Флп. 4. 7), производится в тех людях, в сердца которых его внедряет Господь. Христос Спаситель называет его миром от щедрот Своих собственных, а не от мира сего, ибо никакое временное земное благополучие не может его дать сердцу человеческому, почему и называется миром Божиим. Что же ещё чувствуете вы? - спросил меня отец Серафим.

- Необыкновенную сладость!

- Это та сладость, про которую говорится в Священном Писании: «Насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их» (Пс. 35. 9). От этой-то сладости наши сердца как будто тают, и мы оба исполнены такого блаженства, какое никаким языком выражено быть не может… Что же ещё вы чувствуете?

- Необыкновенную радость во всём моём сердце!

И батюшка отец Серафим продолжал:

- Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченной радостью, ибо Дух Божий радостотворит всё, к чему бы Он ни прикоснулся. Это та самая радость, про которую Господь говорит в Евангелии Своём: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет от вас» (Ин. 16. 22). Но как бы ни была утешительна радость эта, которую вы теперь чувствуете в сердце своём, всё-таки она ничтожна в сравнении с той, про которую Сам Господь устами Своего апостола сказал, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2. 9). Предзадатки этой радости даются нам теперь, и если от них так сладко, хорошо и весело в душах наших, то что сказать о той радости, которая уготована там, на небесах, плачущим здесь на земле?!.. Что же вы ещё чувствуете, ваше боголюбие?

Я отвечал:

- Теплоту необыкновенную!

- Как, батюшка, теплоту? Да ведь мы в лесу сидим и на нас более вершка снегу, и сверху крупа падает… Какая же может быть тут теплота?

- А такая, какая бывает в бане…

- И запах, - спросил он меня, - такой же, как из бани?

- Нет, - отвечал я, - на земле нет ничего подобного этому благоуханию…

И батюшка отец Серафим, приятно улыбнувшись, сказал:

- И сам я, батюшка, знаю это точно так же, как и вы, да нарочно спрашиваю - так ли вы это чувствуете? Сущая правда, ваше боголюбие! Никакая приятность земного благоухания не может быть сравнена с тем благоуханием, которое мы теперь ощущаем, потому что нас теперь окружает благоухание Святаго Духа Божия. Что же земное может быть подобно ему?.. И теплота не в воздухе, а в нас самих. Она-то и есть именно та самая теплота, про которую Дух Святый словами молитвы заставляет нас вопиять к Господу: «Теплотою Духа Своего согрей мя!» Ею-то согреваемые, пустынники и не боялись зимнего мороза. Так ведь и должно быть на самом деле, потому что благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: «Царствие Божие внутри вас есть». Под Царствием Божиим Господь разумел благодать Святаго Духа. Вот это Царствие Божие теперь внутрь нас и находится, а благодать Духа Святаго и отвне осиявает и согревает нас, и напояет сердца наши радостью неизглаголанною. Наше теперешнее положение есть то самое, про которое апостол говорит: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14. 17). Вера наша состоит «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2. 4). Именно про это состояние и сказал Господь: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9. 1; Лк. 9. 27). Ну, уж теперь нечего более, кажется, спрашивать, ваше боголюбие, каким образом бывают люди в благодати Духа Святаго!..


    * В этой связи в "более смелом" аспекте понимаются слова Песни 4. 7 по славянскому переводу: "Вся добра, близ мене, и порока несть в тебе", где главной является фраза "близ мене" - около Меня, под чем разумеем во-первых, святое крещение во оставление грехов, а во-вторых эту самую близость Святого Духа, Который не будет близок к грешному.
    * * (По И. М. Концевичу): Первозданный человек был весь пронизан благодатью святого духа и просветлен подобно тому, как преподобный Серафим просветился во время беседы с Н. А. Мотовиловым. Особенно совершенным представляется догреховное состояние Адама. Он был облечён одеждою славы, "божественным сиянием и облистанием и причастен был божественного света" (Г. Палама). Поэтому фаворское преображение показало апостолам как будущую славу Царствия Божия, так и потерянное Адамом состояние райского блаженства.

 

Внимательный читатель, наверное, успел вспомнить из Песни песней, что есть свет, радость, теплота и другие чувства, поведанные нам преподобным батюшкой Серафимом.

 

Свет - «стрелы её - стрелы огненные; она пламень весьма сильный» (8. 6).

Чувства - «изнемогаю от любви» (2. 5; 5. 8).

Сладость - «плоды её сладки для гортани моей» (2. 3).

Радость - «а мой виноградник у меня при себе» (8. 12).

Мир и тишина и радость во Святом Духе: «не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно» (2. 7; 3. 5; 8. 4). «Но едва я отошла от них, как нашла того, которого любит душа моя, ухватилась за него, и не отпустила его, доколе не привела его в дом матери моей и во внутренние комнаты родительницы моей» (3. 4).

Теплота - см. в толковании к 8. 6 учение Макария Великого о второй теплоте духа, а также: «Не знаю, как душа моя влекла меня к колесницам знатных народа моего» (6. 12), «Я принадлежу другу моему, и ко мне обращено желание его. Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле, побудем в сёлах» (7. 11-12).

Запах - «имя твоё - как разлитое миро» (1. 2). Стяжание Духа Святаго, собственно и называется тем елеем, которого недоставало у юродивых дев, но преизбытчествовал у дев мудрых по сказанному Господом: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6. 16). Потому девы и названы юродивыми, что забыли о благодати Духа Святаго, без Которого и спасения никому нет и быть не может. И в другом месте: «Мирровый пучок - возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает» (1. 12).

 

Данные чувства, претерпеваемые Николаем Мотовиловым, являются и показанными в Священном Писании именами Бога: свет (Ин. 8. 12 и др.), мир (Мих. 5. 5), радость (Пс. 15. 11; 1 Пар. 16. 27), сладость (Пс. 35. 9), огонь (Исх. 24. 17), покой (Евр. 4. 1-10).

 

    На первой слева фотографии - Николай Александрович Мотовилов,
исцелённый преподобным батюшкой Серафимом.

Дополнение

Дополнение 3
Дополнение 4
Литература
Главная