(продолжение)
Дополнения




Enter_Title_Here

4.  ДОГМАТ О ВОСКРЕСЕНИИ МЁРТВЫХ В ПЕСНИ ПЕСНЕЙ

 


    Юрий Зайцев
 

Воскресение мёртвых
 

Но было (имя Его) в сердце моём,

как бы горящий огонь, заключённый в костях моих,

и я истомился, удерживая его, и не мог.

(Иер. 20. 9)

 

Я не стал включать данное исследование в общее толкование, так как подобное у святых отцов я не встречал. Но опосредованно можно найти в Песни песней эту тайну будущего века.

По объяснению Игнатия Брянчанинова слова Иоанна Лествичника, указующие на соединении в сердце духа, души и тела, говорят о тайне воскресения мёртвых.

Сначала рассмотрим данное объяснение у святителя, а потом перейдём к тексту Песни.

«В уединённой, малознаемой, малозначащей обители, стоящей между лесами и болотами, жил некоторый инок. Со страхом, с недоверчивостью к себе, с рассматриванием писаний отеческих, вникал он в молитву, совершаемую умом в глубине и тайне душевной клети.

Однажды стоял инок в церкви, углубляя ум в сердце, - и сердце внезапно двинулось молитвенно к уму, а с собою повлекло всё тело в священное, духовное состояние, невыразимое словами, превысшее всех страстей, постижимое одним опытом. Когда инок увидел столь необыкновенное, новое состояние своего тела, тогда осветился ум его познанием таинственным. Объяснились ему доселе казавшиеся загадочными и странными слова святого Иоанна Лествичника (28:61), который говорит: «Воззвах всем сердцем моим (Пс. 118. 145), то есть телом, и душою, и умом (духом). Ибо где два последние собраны, там и Бог посреде их (Мф. 18. 20)».

Вот доказательства воскресения тел человеческих, которое имею в себе самом! Если тело способно к ощущениям духовным, если оно может вместе с душою участвовать в утешении благодатном, если оно отселе может соделаться причастником благодати, то как же ему не воскреснуть для жизни вечной, по учению Писания!»

Итак, дух, душа и тело объединены в сердце, которое всегда бодрствует. И главное, что таинственно указывает на облечение в новое тело - скинутый хитон: «Я скинула хитон мой; как же мне опять надевать его? Я вымыла ноги мои; как же мне марать их?» (Песнь 5. 3). То есть душа говорит Богу: вот, я избавилась от тела, вымыла ноги от скверн мира, и иду к Тебе. Как же Ты говоришь, что надлежит облечься вновь? И ответ будет получен только Новым Заветом: «Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечётся в нетление и смертное сие облечётся в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою» (1 Кор. 15. 51-54).

 

 

 

ЭПИЛОГ

 

«И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель.

Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца,

и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон

чистый и светлый; виссон же есть праведность святых.

И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые

на брачную вечерю Агнца.

И сказал мне: сии суть истинные слова Божии» (Откр. 19. 6-9).

 

Дополнение
Дополнение 2
Дополнение 3

Литература
ГЛАВНАЯ